Обиточненская школа-детский сад
с. Обиточное Черниговский район Запорожская область
  • Безопасность учеников

    Дежурная часть отделения полиции по Черниговскому району

    7 990 028 8379

    102

    МЧС (Пожарная часть в пгт. Черниговка)

    7 990 065 3950

    101

    01


    Система безопасности в школе подразумевает защищенность образовательного учреждения от целого ряда угроз. Представляет собой комплекс мер, которые предусмотрены законодательством, а также мероприятий, осуществляемых персоналом школы при тесном взаимодействии с правоохранительными структурами.

    За антитеррористическую безопасность в школах отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами населенного пункта. Требования для школ такие:

    • пропускной режим
    • охрана периметра и здания образовательного учреждения
    • наличие системы видеоконтроля, надежного ограждения.

    У каждой школы должен быть паспорт антитеррористической безопасности.

    Документ по антитеррористической защищенности

    В каждом образовательном учреждении должен быть Паспорт антитеррористической защищенности.

    В этом документе:

    • есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе;
    • представлены возможные сценарии развития кризисных событий;
    • отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;
    • есть оценка возможных последствий теракта.

    Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.

    Функции руководителя

    Отвечает за антитеррористическую безопасность в школе и детском саду всегда руководитель — директор образовательного учреждения. Его задача — организовать взаимодействие с правоохранительными органами и контролировать безопасность на всей территории учебного заведения.

    Помимо руководителя, за безопасностью в школе и ДОУ следит антитеррористическая комиссия. В нее входят:

    • заместитель директора,
    • начальник штаба гражданской обороны,
    • механик,
    • электрик,
    • другие специалисты, которых назначит руководитель.

    Деятельность комиссии

    Антитеррористическая комиссия составляет план работы, проводит полную инвентаризацию помещений, проверяет все входы и выходы в здание и на территорию. Члены комиссии решают, сколько дверей оставить открытыми — остальные при этом опечатывают.

    Также комиссия:

    • разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности;
    • описывает действия персонала и детей в случае угрозы;
    • ежедневно осматривает территорию и места, в которых возможна закладка взрывного устройства;
    • регулярно проверяет склады (особенно после поступления каких-то новых материалов);
    • участвует в подборе кадров;
    • проводит инструктаж для учеников совместно с правоохранительными органами.

    В комплекс предупредительных мер входят:

    • Проведение постоянной разъяснительной работы, направленной на повышение организованности и бдительности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, укрепления взаимодействия с правоохранительными органами.
    • Пропуск в здание школы осуществлять при наличии документов, удостоверяющих личность с регистрацией в журнале посетителей, который находится на посту охраны.
    • Лиц, прибывающих к директору, пропускать в установленные дни и часы, к другим должностным лицам и учителям по предварительной договоренности. Все лица, прибывающих в школу, регистрируются в журнале посещения, где указывается ФИО, номер документа, удостоверяющий личность, время прибытия и время у бытия.
    •  Постоянные обходы работниками охраны в вечернее и ночное время здания и территории школы с целью проверки целостности стекол на окнах, решеток, входных дверей и предупреждения проникновения на территорию посторонних лиц и обнаружения подозрительных предметов с обязательной записью результатов обхода в журнал.
    • При обнаружении подозрительных пакетов, коробок, взрывчатых и радиоактивных веществ не подходить к ним, не трогать (только оградить их) и немедленно сообщить в соответствующие органы.
    • Не допускать стоянки постороннего транспорта у здания школы и прилегающей территории. Входные ворота держать закрытыми. Обо всех случаях стоянки бесхозного транспорта сообщать в правоохранительные органы.
    • При появлении у здания и нахождении длительное время посторонних лиц, сообщить в правоохранительные органы и усилить пропускной режим.

    Действия при подозрении на вероятность теракта

    При угрозе возникновения террористического акта:

    Сообщить о случившемся в отдел внутренних дел по телефону «02».

    Эвакуировать детей и персонал из здания школы (с проверкой наличия и размещением детей, организацией передачи их родителям).

    Силами технического персонала и учителей организовать охрану здания школы с целью не допустить в здание посторонних (для исключения мародерства) до прибытия следственно-оперативной группы РОВД.

    Привести в готовность все средства пожаротушения в школе (внутренние пожарные краны, огнетушители и др.).

    При эвакуации ввести в действие План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Встретить следственно-оперативную группу РОВД и сообщить старшему:

    • - о наличии людей в школе;
    • - передать план расположения школы и план расположения помещений школы, при возможности указав, где находится взрывное устройство или предмет, похожий на него;
    • - передать другие сведения, имеющие ценность для оперативной группы (кто мог позвонить о закладке взрывного устройства, оставить предмет, похожий на него, кто из посторонних лиц и с какой целью приходил в школу и т.д.).

    Оставаться со следственно-оперативной группой до конца обследования здания школы и выполнять требования старшего группы об открытии помещений или о приглашении учащихся и учителей для проведения следственных действий.

    К занятиям в школе приступать только после выдачи акта об отсутствии взрывного устройства в школе за подписью начальника следственно-оперативной группы.

    При срабатывании взрывного устройства:

    Сообщить о случившемся дежурному РОВД по телефону «02».

    Выяснить обстановку (место взрыва, наличие пострадавших, имеется или нет возгорание и т.д.).

    Организовать эвакуацию детей из школы (с проверкой наличия и размещением детей, организацией передачи их родителям).

    Организовать вынос пострадавших и помощь им силами персонала школы установить место сбора пострадавших.

    Организовать встречу пожарных, «скорой помощи», наряда РОВД и сообщить им:

    • - о наличии и местонахождении пострадавших;
    • - передать план расположения помещений школы с указанием места срабатывания взрывного устройства и возможном местонахождении пострадавших;
    • - другие имеющиеся сведения.

    Выяснить, кто пострадал при срабатывании взрывного устройства, и сообщить об этом их родителям или родственникам.

    Оказать возможную помощь сотрудникам РОВД при проведении следственных действий.

    При захвате школьников или персонала в заложники:

    Немедленно вывести не захваченный персонал и учащихся из здания школы (организовать проверку учащихся, учителей и персонала, передачу детей родителям).

    Сообщить о случившемся дежурному по РОВД по телефону «02» или «2-20-02».

    Уточнить местонахождение террористов и заложников, их требования, психическое состояние.

    Организовать наблюдение за зданием школы с целью не допустить проникновения в него посторонних.

    Организовать встречу следственно-оперативной группы РОВД, сообщить все сведения, которыми вы обладаете о террористах и захваченных ими школьниках.           

    Передать следственно-оперативной группе РОВД план расположения помещений школы.

    Действия персонала при обнаружении взрывного устройства:

    Немедленно лично или через посыльного сообщить о случившемся директору школы или лицу, его замещающему.

    Убрать от взрывного устройства всех окружающих на безопасное расстояние (вывести из помещения, где оно обнаружено).

    Не подходить и не прикасаться к подозрительному предмету.

    Не пользоваться около подозрительного предмета радиотелефоном.

    Не пытаться самим определить тип взрывного устройства путем его разбора или разворачивания упаковки.

    Памятка лицу, получившему сообщение с угрозой минирования здания школы.

    Постарайтесь установить контакт с анонимом при этом:

    • попытайтесь выяснить мотивы минирования;
    • попытайтесь уговорить его не совершать этот поступок;
    • выясните мотив минирования, какие требования выдвигает аноним;
    • задавайте различные уточняющие вопросы, провоцируйте его проговориться и сообщить о себе какие-либо данные;
    • постарайтесь уговорить его повторить звонок.

    По окончании разговора немедленно заполните лист наблюдения, где укажите: возможный пол, возраст, интонацию голоса, наличие дефектов речи, ее высоту и тембр, наличие звукового (шумового) фона, предполагаемое психическое состояние позвонившего.

    Зафиксируйте точное время поступления к вам звонка.

    В процессе разговоров попытайтесь определить через «09», откуда вам позвонили, используя для этого соседний телефон.

    После окончания разговора с анонимом не кладите трубку на рычаг телефона. Позвоните по телефону «09», объясните ситуацию и попросите определить номер телефона, с которого звонил аноним.

    По окончании переговоров немедленно сообщите об угрозе и ваших наблюдениях директору школы или лицу, его замещающему.
     

    Работа с учащимися

    Регулярный инструктаж по антитеррористической безопасности в школе необходимо проводить со школьниками. Им нужно объяснять опасность и недопустимость следующих действий:

    Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у преступников. При этом они, преступники, могут добиваться достижения любых целей. Во всех случаях ваша жизнь может стать предметом торга для террористов. Захват может произойти на транспорте, в учреждении, на улице, в квартире.

    Если вас взяли в заложники или похитили,  рекомендуем придерживаться следующих правил поведения:

    • самое главное: не  поддавайтесь панике;
    • не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
    •       переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе;
    •      при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной, старайтесь не допускать истерик и паники;
    • на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение;
    • если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы сократите потерю крови. Помните: ваша цель – остаться в живых.

    Помните, что получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения.

    Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте такие правила:

    •           лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
    •           ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб, это опасно;
    •           если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.

    Если вы обнаружили подозрительный предмет, который может оказаться взрывным устройством и если обнаруженный предмет не должен, как вам кажется, находиться «в этом месте и в это время», не оставляйте этот факт без внимания.        

    Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, сообщите об этом взрослым или опросите окружающих людей. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю, кондуктору.

     Если вы обнаружили подозрительный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен, немедленно сообщите о находке в полицию по телефону «112» .

    Если вы обнаружили подозрительный предмет в школе, больнице или в любом другом учреждении, немедленно сообщите о находке в администрацию.

     Во всех перечисленных случаях:

    •          не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку;
    •          зафиксируйте время обнаружения находки;
    •          отойдите как можно дальше от опасной находки;
    •          обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы;
    •          не забывайте, что вы являетесь самым важным очевидцем.

    Помните: внешний вид предмета  может скрывать его настоящее назначение. В качестве маскировки для взрывных устройств используют обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т.п. Поэтому любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.

    Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами. Это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!

    Организация безопасности в праздничные дни

    Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий, а именно:

    • проведение внепланового инструктажа учителей, остального персонала, учащихся школы;
    • усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
    • дежурство учителей, учащихся на этажах, лестницах, в столовой;
    • ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
    • контроль за работой охранников;
    • своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.

    Контроль за исполнением приказа лежит на директоре школы. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности. 

    Формы работы с детьми

    Достаточно сложно объяснить маленьким детям (младших и средних классов), что такое терроризм. Они даже не подозревают, что взрослые люди способны поступить так жестоко и что из-за своих политических, экономических или религиозных игр они могут подвергнуть опасности жизни многих других невинных людей, в том числе и детей. 

    Но, к сожалению, от такого не застрахован никто. Мероприятия по антитеррористической безопасности – это необходимость, и проводить их нужно даже в начальной школе. Но, безусловно, стоит адаптировать под возраст учащихся. Это могут быть лекция, беседа, классный час, стенд по антитеррористической безопасности в школе, ситуативные игры, наглядно показывающие, какие действия предпринимать в случае чрезвычайной ситуации.

    Дети должны суметь применить полученные знания на практике при необходимости (оказавшись в заложниках), знать правила оказания первой помощи и т.д. 

    Как должен строиться урок по теме терроризма и какие аспекты необходимо разобрать:

    • рассказать о добре и зле и четко разграничить эти понятия;
    • на примерах обозначить, что такое терроризм;
    • изучить основы антитеррористической безопасности;
    • работать по группам;
    • подвести итоги.

    Главное  не вызвать страх у детей. Цель – показать, что бояться терроризма не стоит. Нужно бороться с плохим, и если знаешь, что нужно делать в той или иной ситуации, то тебе будет легче и спокойнее. Предупрежден – значит вооружен.

    Обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении – это совокупность мероприятий правового, экономического, организационного, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику возникновения пожара или уменьшение последствий от него.

    Общие требования пожарной безопасности

    • На территории не должно быть скоплений легковоспламеняемого мусора — старых парт, макулатуры, сухих листьев. Собранные мешки опавшей листвы необходимо вывозить на специально отведенный участок, недопустимо сжигать их прямо под окнами классов.
    • Все подъезды к зданию должны быть свободны в любое время года. Нельзя перекрывать дороги автомобилями или строительным мусором, зимой необходимо расчищать от снега.
    • Особой пожароопасностью отличаются кабинет химии, физики и труда, пищеблок из-за реактивов, электроплит и подобного оборудования — проходы между доской, партами и стеллажами должны быть не менее 1 м, эвакуационный путь нужно всегда держать свободным.
    • После каждого занятия в классе необходимо убирать весь легковоспламеняемый мусор.
    • Хранение легковоспламеняющихся химических веществ допустимо лишь в плотно закрытой таре и не более количества, необходимого для одного занятия.

    Запрещается

    • использовать технические помещения для хранения материалов, оборудования, мебели и других предметов;
    • снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
    • размещать мебель, оборудование и другие предметы на подходах к первичным средствам пожаротушения, у дверей эвакуационных выходов, в переходах между секциями и выходами на наружные эвакуационные лестницы;
    • проводить уборку помещений с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
    • устраивать в лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;
    • загромождать и закрывать проходы к местам крепления спасательных устройств.

    Действия при возникновении пожара

    Сообщение о пожаре
    В первую очередь при обнаружении пожара необходимо сообщить об этом педагогическим работникам, службе охраны, любому взрослому в школе. Вызвать пожарную охрану по городскому телефону 101 или мобильному телефону по номеру 112. Перед звонком необходимо успокоится. Вам обязательно ответят и внимательно выслушают.
    Услышав ответ диспетчера: «Пожарная охрана», необходимо сообщить следующие сведения:

    • адрес пожара, номер школы;
    • наличие и характер опасности жизни и здоровью людей, особенно школьникам;
    • место возникновения (на каком этаже возник пожар, в каком помещении и т.д.);
    • что горит или характер ЧС, другого происшествия;
    • сведения о пожаре, которые могут повлиять на успешное выполнение задачи по его тушению;
    • назвать фамилию, имя, отчество (в том числе свой номер телефона).

    Не торопитесь выключить телефон. Будьте готовы ответить на поставленные дежурным диспетчером дополнительные вопросы. Опрос заявителя диспетчер заканчивает фразой: «Пожарные машины выехали – встречайте!», после чего вы можете закончить разговор. По возможности организуйте встречу подразделений пожарной охраны и окажите помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.

    Объявление об эвакуации

    Не надо кричать «Пожар». Известны случаи, когда крик «Пожар» вызывал панику с человеческими жертвами, хотя никакой угрозы для жизни людей не было. Способов объявления об эвакуации может быть несколько: оповещение голосом, подачей тревоги с помощью ручных или электрических звонков, при оборудовании здания громкоговорящей системой оповещения включением трансляции по всему зданию заранее подготовленного текста.

    Проведение эвакуации

    Каждый преподаватель и ученик должны быть готовы к действиям в экстремальной ситуации.

    • В первую очередь необходимо провести эвакуацию людей из школы
    • согласно разработаного плана эвакуации людей на случай пожара.
    • При возникновении пожара в школе необходимо по команде учителя построится в колонну по двое.
    • Эвакуацию осуществлять по заранее определенным путям под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе.
    • При этом учителю необходимо взять с собой учебный журнал для проверки наличия учащихся.
    • Замыкающими ставят наиболее физически подготовленных мальчиков. Двигаться быстрым шагом, но не бежать. При нахождении дыма на путях эвакуации необходимо прикрыть органы дыхания платком и передвигаться согнувшись.
    • Основными путями эвакуации являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы. Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания. Старшеклассники могут оказать помощь педагогам в эвакуации детей начальной школы (помочь одеться, отвести в теплое помещение и т.д.).
    • Сбор эвакуируемых детей осуществляется в заранее определенном месте. Обычно это школьный двор. После выхода на свежий воздух из школы не разбегайтесь. Постройтесь по классам. Вас проверят по журналам и в случае отсутствия кого-либо из учащихся сообщат об этом сотрудникам пожарной охраны и организуют поиск.

    Возможности выхода нет
     

    Если основные пути эвакуации отрезаны огнем или дымом, а вы находитесь в верхних этажах здания школы, не паникуйте. Не пытайтесь проскочить. Зайдите в класс или в другое любое помещение с окнами, где нет дыма. Необходимо позаботиться об изоляции помещения, в котором вы находитесь, от проникновения в него дыма и огня. Закройте дверь и законопатьте все щели в двери и вентиляционной решетке тряпками. Тряпки лучше сначала смочить. В качестве ткани можно использовать занавески с окон, детали одежды.
    Окна не открывайте. Это может усилить тягу и приток дыма. Если в помещение попал дым, приоткройте окно и лягте на пол. Примерно в 15-ти сантиметрах от пола есть пространство с чистым воздухом. Дышать лучше через мокрую ткань или закрыв органы дыхания одеждой.
    Самое главное - не паниковать. Вас обязательно спасут. Норматив времени прибытия пожарных подразделений в Москве составляет не более 10 минут. Пожарные по прибытии на пожар в первую очередь выявляют отрезанных огнем и дымом людей и направляют все силы и средства на их спасение.
    При приезде пожарных необходимо открыть окно и позвать на помощь голосом и взмахами рук. Из горящих и отрезанных дымом помещений пожарные спасают учащихся через окна по ручным пожарным лестницам, спасательным рукавам, с помощью спасательных верёвок. Могут применяться пневматические спасательные устройства и натяжные полотна.

    Тушение пожара подручными средствами

    Ликвидировать горение можно попытаться самостоятельно с помощью подачи воды первичных средств пожаротушения. Самостоятельное тушение пожара оправдано только в том случае, если не представляет угрозы для жизни и здоровья человека - очаг возгорания (пламя) виден и к нему можно безопасно подойти на длину огнетушащей струи, то есть на начальном этапе горения. В противном случае необходимо предпринять меры к изоляции горящего помещения от поступления в него свежего воздуха (необходимо закрыть все окна и двери), отключить электроэнергию и немедленно покинуть помещение. Снижение кислорода в воздухе до 17% приводит к прекращению горения.

    Не пытайтесь тушить пожар в задымленном помещении даже малой плотности. Это может привести к отравлению оксидом углерода (угарным газом! Содержание всего 0,1-0,5% оксида углерода в воздухе приводит к потери сознания и мгновенной смерти.
     

    В настоящее время проблема дорожно-транспортных проишествий с участием детей и подростков – одна из главных. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних школьников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Профилактика дорожно-транспортных проишествий с участием детей и подростков и формирование среди учащихся навыков безопасного поведения на дорогах проводится согласно планам работы школы. В условиях современного скоростного уличного движения необходимо постоянно быть начеку, поэтому очень высокие требования предъявляются ко всем участникам дорожного движения, которые должны быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу. 

    Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики дорожно-транспортных проишествий с участием детей и подростковвозможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма.

    Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации.     

     Учебный процесс:

    • проведение занятий и бесед с обучающимися в рамках программы по ОБЖ;
    • изучение Правил дорожного движения по другим программам, согласованным и утвержденным педагогическими и (или) методическими советами;
    • проведение учебных экскурсий;
    • показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ;

    Внеурочная деятельность

    • проведение тематических классных часов;
    • беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися (воспитанниками);
    • участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на районном  уровне;
    • обсуждение с учащимися конкретных примеров дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних произошедших на территории города/района или области;
    • проведение бесед с учащимися-нарушителями Правил дорожного движения;
    • ведение журнала проведения инструктажей перед выходами в общественные места;

    Информационное и материально-техническое обеспечение

    • программы, справочная и методическая литература: библиотека у каждого учителя (воспитателя), преподавателя ОБЖ, ответственного за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении;
    • оформление и размещение стенда по безопасности дорожного движения, план-схемы безопасного подхода к образовательному учреждению, уголков по безопасности дорожного движения в начальной школе;
    • наличие индивидуальных схем у учащихся начальной школы;
    • инструктаж воспитателей, педагогов, классных руководителей на методических объединениях, совещаниях классных руководителей (воспитателей), педагогических советах;
    • создание кабинета по безопасности дорожного движения, оборудованного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их оснащению.

    Работа с родителями

    • обсуждение вопросов безопасности дорожного движения на родительских собраниях;
    • обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению дорожно-транспортных проишествий с участием детей и подростков на заседаниях родительского комитета;
    • проведение бесед с родителями по сообщениям о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей и подростков и нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними.

    Контроль со стороны администрации

    • проверка правильности и систематичности заполнения журналов;
    • обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению дорожно-транспортных проишествий с участием детей и подростков на совещаниях при директоре, педагогических советах и т.п.;
    • посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий представителями администрации образовательного учреждения, ответственных за организацию работы по профилактике дорожно-транспортных проишествий с участием детей и подростков.

    Проблемы охраны здоровья детей, профилактики детского травматизма, создания безопасных условий обучения и воспитания находятся под постоянным контролем администрации и педагогов. 

    Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом до 80% школьников получают травмы на переменах. Поскольку взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально-психологическими особенностями детей очевидна, профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих особенностей.
    В Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" говорится, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. На первый взгляд, обеспечить безопасность обучающихся и воспитанников не сложно: пространство ограничено, достаточно поставить дежурных в каждую "зону риска" – и все в порядке. Однако на практике получается иначе.

    Виды и особенности детского травматизма
    Врачи-травматологи, психологи и другие специалисты, изучающие детский травматизм, подразделяют его на четыре основных вида:

    • школьный; 
    • бытовой;
    • уличный;
    • спортивный.

    Причины создания травмоопасных ситуаций 
    Риск возникновения травм у детей обусловлен:

    • их недисциплинированностью; 
    • неумением распознавать травмоопасную ситуацию; 
    • необученностью необходимым навыкам поведения; 
    • недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации; 
    • физической слабостью; 
    • определенными особенностями развития. 

    Травмы, полученные учащимися на уроках труда, физики и химии, также обусловлены в основном нарушениями правил техники безопасности и дисциплины. 

    В рамках профилактической работы по предупреждению травматизма обучающихся и уменьшению рисков возникновения травмоопасных ситуаций в ГКУ ЗО "Обиточненская СОШ" Бердянского района целесообразно проведение профилактической работы с детьми, организованной с учетом этих особенностей. При этом весьма эффективным представляется использование таких активных форм обучения, как тренинговые занятия.

    Своевременное и согласованное выполнение администрацией, педагогическим коллективом своих обязанностей по вопросам охраны труда, соблюдение администрацией, педагогическим коллективом, учащимися инструкций по охране труда и технике безопасности способствует предупреждению детского травматизма.

    Обучение охране труда учащихся
    Со всеми, школьниками, учителями, преподавателями, обслуживающим персоналом в соответствии с законодательством проводят инструктаж по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
    Инструкции по охране труда в образовательном, учреждении являются важным элементом обучения и обеспечения безопасности учебного процесса. Инструкция по охране труда -- это нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда. 
    Разработку инструкций в образовательном учреждении организует директор. Непосредственными разработчиками являются назначенные им должностные лица. Учет наличия инструкций и контроль их своевременного пересмотра осуществляет служба охраны труда учреждения.

    Согласно ГОСТ 12.0.004--90 предусмотрено проведение пяти видов инструктажа:

    • вводный;
    • первичный;
    • повторный;
    • внеплановый;
    • целевой.

    Вводный инструктаж проводится при поступлении на работу службой охраны труда, в данном случае образовательным учреждением. Цель этого инструктажа -- ознакомление учащихся с общими правилами охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии, с правилами внутреннего распорядка, поведения на территории учебного заведения, с вопросами профилактики производственного травматизма, организацией работы в учебном заведении по охране труда.
    Первичный инструктаж проводится перед первым допуском к работе. Инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. Цель этого инструктажа -- ознакомление учащихся с требованиями безопасности при выполнении конкретной работы. Проводят инструктаж индивидуально с учащимся, сотрудником в виде беседы и с практическим показом безопасных приемов и методов работы. В школе первичный инструктаж проводится с учащимися, например, в начале урока труда.
    Повторный инструктаж проводится не реже раза в полгода, а для работ повышенной опасности -- раза в квартал. Цель этого инструктажа -- напоминание о безопасных приемах и методах работы, повторение и закрепление правил и инструктажей по охране труда. Проводится он может как индивидуально, так и с группой учащихся, а заканчиваться инструктаж должен опросом инструктируемых. В образовательных учреждениях целесообразно проводить инструктаж с учащимися каждый раз перед работой, экскурсиями и т.д. Журнал инструктажа обучающихся по охране труда заполняется при организации общественно полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. При учебном процессе заполняется классный журнал, в котором подписи учащихся не требуются.
    Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

    • при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений и дополнений к ним;
    • при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность;
    • при перерывах в работе для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, более чем на 30 календарных дней, а для остальных -- 60 дней;
    • по требованию органов надзора.

    Целевой инструктаж с учащимися проводится при проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (спортивные мероприятия, походы и др.).
    Регистрация инструктажей. Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ. О проведении указанных инструктажей делает запись в журнале регистрации. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения. 
    Работа по профилактике детского травматизма ведется в двух основных направлениях: 

    • гигиеническое обучение и воспитание детей, цель которого выработка у них навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; 
    • работа по созданию безопасной среды обитания детей.

    Мероприятия по профилактике травматизма включены в план воспитательной работы, который контролируется заведующим учебной частью и директором школы, а также в план санитарно-просветительной работы ответственные за его выполнение медицинские работники школ.
    В нашей школе планируются мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма, а также мероприятия, связанные с профилактикой детского травматизма в школе. Вместе с тем, в планах должен быть представлен весь комплекс мероприятий по профилактике всех видов травматизма. Планирование работы проводится  отдельно для учащихся младших, средних и старших классов. Вопросы по профилактике травматизма находят отражение в планах воспитательной работы учителей и классных руководителей. Учителя физической культуры, технологии включают элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал. Планированию работы помогает также строгий учет травм, возникших у детей на территории школы и вне ее. Анализ этих случаев обсуждается в нашем педагогическом коллективе и служит отправной точкой для планирования конкретных общешкольных и классных мероприятий. Каждый случай получения травмы разбирается в классе, а некоторые случаи в присутствии учащихся всей школы. Одновременно обсуждение случаев травм, анализ их причин проводится и в педагогическом коллективе.
    Работа по профилактике травматизма невозможна без точного учета и анализа всех несчастных случаев у учащихся, происходящих в школе и вне ее. Это помогает выявить основные причины травм (нарушение санитарно-гигиенических норм; отсутствие необходимых знаний у детей; халатность взрослых и т. д.) и целенаправленно вести профилактическую работу. Медицинский работник обязательно информирует всех работников школы о случаях травм. Но объективно существующие школьные факторы риска, важнейший из которых - неизбежная скученность детей, неустранимы в принципе. Поэтому черепно-мозговые травмы и переломы среди мальчиков в школе во время перемены или на школьном дворе - далеко не редкость. Обстоятельства каждого конкретного случая, когда ребенок получил травму, нужно рассматривать сугубо индивидуально.
    В планах работы школы есть пункты, предусматривающие подготовку педагогического и технического персонала школ, родителей. В планах отмечаются задачи, мероприятия, сроки их исполнения, обеспечение методическими, наглядными материалами.
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике